Валерий Кириогло: Задунайские переселенцы PDF  | Печать |
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
09.02.2010 г.

(Отечественная история)  

Переселение

 

У моря, как царей подводных дар,
Жемчужиною Добруджа лежит
По телу, словно бронзовый загар
Налитый солнцем виноград дрожит.

Здесь, словно рая древние сады
Благоухают фруктами сады,
Колышет ветер колос золотой,
Луга покрыты шёлковой травой,
Рябит в глазах, от спелых в ней арбузов,
Но это не даёт душе покой
Оседлых здесь  когда-то гагаузов.
Да, краскам рая душ не успокоить:
Народ Добруджи здесь врагам пленён,
Который хочет, словно вор присвоить
Алмаз, что чистым златом огранён.
Не сладко гагаузам жить под игом,
Тех, кто по крови ближе был славян,
Кто древний род свой вёл от Измаила,
Кто покорил мечом немало стран.
А что же гагаузы лыком шиты!?
Их доблесть воинская не забыта!
О ней сложили песни люди,
Хоть и нетронутый пока, что пласт,
Но гагаузский род не от Иуды,
За деньги свою совесть не продаст.
Покоя ради, он ислам не примет,
И с шеи крестика с распятием не снимет.
 В нём вера, что Иисус его Создатель:
Склоняется лишь под его рукой
И пусть враги  кричат в лицо "предатель!",
Он верен Богу, как никто иной.
 

 (Стихи Автора)         

 С конца 18 века, история гагаузского народа неразрывно связана с историей заселения Бессарабии, которая в результате  русско-турецкой войны 1806-1812 г.г. вошла в состав Российской империи иностранными колонистами Выходцы из Болгарии расселились  на юге бессарабской области.В юго-западной части Бессарабии, в основном расселились  болгары, ныне город Болград, на юге буджакских степей в основном гагаузы и частично Болгары -ныне Гагаузская автономия. Что настораживает во всей этой истории, так это то, что не смотря на существование Гагаузской автономии, на юге Молдовы, (и от этого факта не куда не деться) некоторые историки, к сожалению и до сих пор, рассматривая  заселение Буджака указывают лишь носителей болгарской национальности.

Я предполагаю – это происходит в связи с тем, что переселенцы – гагаузы пришедшие с Балкан,  осваивать дикие, рискованных для земледелия  буджакские степи, не владели грамотой, кроме того, их язык не входил в группу славянских языков, как у болгар, поэтому летописцы того времени записывали их всех, как болгар. К примеру, в статье «Место отдохновения и благополучия…»,  Екатерины Байбаковой, основанной на семи архивно-исторических источниках приводятся некоторые данные: «Несколько тысяч болгарских семей перебрались в Молдавию и Валахию, а оттуда – в Южную Бессарабию, в степной Буджак, под защиту находившихся там войск Багратиона, который принял в августе этого года командование Молдавской армией». Хочу ещё раз обратить внимание, на то, что основной частью  компактного проживания на территории Буджака являются гагаузы, которые здесь вообще не упоминаются.  Считаю, что тем самым обедняется история гагаузкого народа, и тем самым обкрадывается и будущее поколений гагаузского народа.На мой взгляд, всё-таки справедливость должна восторжествовать.  

Переселение 

В конце 14 века, народы Балканского полуострова поработила Турецкая Порта. На долгие пять веков здесь установился жестокий оккупационный режим, вызвавший не менее ожесточённое сопротивление. Но силы были не равны. И всё чаще взоры народов Балкан направлялись в сторону единоверной России, сумевшей избавиться от монголо-татарского ига на своей земле. Особенно такие тенденции усилились после того, как в состав Московского Государства вошла Малороссия(Украина), после подписания Малорояславского договора. О готовности сражаться вместе с русскими войсками против Турции имеются многие свидетельства. К примеру, в обращении 1688г. говорится, что если Россия выступит против Порты, то все сербы, болгары и молдаване присоединятся к ним, и не встретятся никакие препятствия им, аж до самого  Константинополя.С середины 17в. Начинаются многочисленные русско-турецкие войны за Чёрное море  за южные границы  российского государства. В них самое активное участие принимают народы подвластные Османской империи. После окончания русско-турецкой войны

1787-1791 г.г. Россия получила новые территории, куда стали стекаться переселенцы с Балкан, в том числе болгары и гагаузы. Сначала их было немного.  Массовое переселение началось после войны 1806 – 1812 г.г. когда к России по условиям мирного договора отошла Бессарабия Сюда, на новые российские земли бежали участники выступлений против турецких властей, те кто воевал на стороне России в болгарском войске, либо оказывал содействие русской армии. Высшим военным властям пришлось взять на себя защиту прибывающих поселенцев от посягательств местных помещиков, которые пытались обложить их непосильными поборами. В 1809 году. Задунайцев освободили от уплаты всех повинностей. В 1810г. то же сделал Багратион –«яко обывателей ещё не оседлых».М.И.Кутузов став главнокомандующим Дунайской армии, в апреле 1811 г. обратился к желающим переселится в Россию с заявлением, в котором были обещаны для поселения свободные земли, избранные самими поселенцами, защита от местных помещиков, освобождение от податей и повинностей на несколько лет.

После этого заявления количество переселенцев в Бессарабию возросло. К примеру: если в 1809г. их приток в Бессарабию составлял 4тыс. душ, то к 1812 году он увеличился до 25 тыс. человек. Но с отъездом гениального полководца, на поля сражений с Наполеоном, управление в краю стало осуществляться по местным законам и обычаям. В это время переселенцев административно приравняли к коренному населению и лишили прав на особое положение. При этом ужесточилась откупная система: буджакские земли стали отдавать в аренду местным помещикам – боярам, безраздельно господствующим на них вплоть до 1819 года. Они умудрились захватывать даже казённые земли, разоряя, угнетая и преследуя новых жителей.

В связи с такими невыносимыми условиями начался отток переселенцев за Дунай. Но не все примирились с таким положением и многие из них оказывали героическое сопротивление, вплоть до вооружённых восстаний, как случилось, например, в июне 1815 года. Кроме того, 8 сентября того же года, представители поселенцев передали командующему 2-й армии Л.Л. Бенегсену прошение в котором требовали поселить их всех вместе. компактно  на одних землях и «дать им хорошего начальника».То есть притеснения, которые были со стороны местных помещиков-бояр, дало им возможность объединения. Кроме того, эти события стали ещё одним показателем того, что судьба Гагаузов и болгар пришедших на эти земли, не была безразлична России.  По получению прошения Бенегсен направил Александру 1 рапорт, в результате чего была создана особая комиссия по расследованию действительного положения. В неё вошли два представителя из 2-й армии. В ходе расследования были выявлены вопиющие факты.

Так как после того, как казалось бы, законно на землях обосновались задунайцы, через некоторое время появились некие владельцы земель и потребовали отдать им десятую долю урожая и отрабатывать на них 12 дней в году. Несмотря на разного рода препятствия со стороны недоброжелателей, комиссия проявила непоколебимость, и проделала немалую работу. Были подготовлены «Замечания о бессарабских переселенцах» и «Перечневая ведомость задунайских переселенцев»(согласно перечню поселенцы составили 83% населения Буджака) которые вместе с рапортом были направлены в Петербург.Весной 1816 года граф П.Д. Кисилёв совершил объезд Бессарсбии, а затем встретился с императором. Он выразил глубокое возмущение действиями чиновников всех рангов в отношении переселенцев и попросил направить туда генерала И. Н. Инзова, чтобы использовать его особую популярность среди переселенцев. Результатом беседы с государём явилось то, что правительство потребовало выполнения своего распоряжения от 31 декабря 1815 разрешающего болгарам и гагаузам переселяться с помещичьих земель на казённые.  12 мая 1816 года Министерство внутренних дел постановило создать должность попечителя для задунайских переселенцев в Буджаке. 

 На эту должность был назначен А. Бахметьев. Таким образом, к положению  дел в Бессарабии был проявлен особый интерес, и государь показал готовность ограничить произвол местной знати. Бахметьев писал: -«Эта область по желанию государя должна в глазах жителей соседних стран казаться местом отдохновения и благополучия».Однако возможность действительной реализации правительственных решений появилась позднее, после полной реорганизации управления Бессарабской областью.     

АВТОНОМНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ НА ЮГЕ БЕССАРАБИИ В XIX ВЕКЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 

По сути, гагаузы и болгары обрели автономию, которая на то время входила в Российскую империю. Гагаузский историк С. Булгар посвятил этому феномену целую статью, основанную на многогранных исследованиях исторических  источников, которые при изучении отечественной истории нашего края, на мой взгляд, мы просто не имеем право, обойти.  Тем более, как пишет Писатель – историк Степан Булгар - Вопросы гражданского устройства и управления Бессарабской областью имеет большое значение для понимания политических процессов в Гагаузской автономии, которая является наследницей традиций колоний задунайских переселенцев XIX века.» Указ правительствующего Сената от 29 декабря 1819 г.23 Он имел большое значение в устройстве выходцев из-за Дуная в Буджаке. Во-первых, он определял их социально-правовое положение – на них распространялись права и привилегии иностранных колонистов в России; во-вторых, определял и аграрные отношения между "задунайскими переселенцами" и российским феодальным государством, закладывал основы особой налоговой политики царизма в отношении новых своих подданных; в-третьих, предусматривал особое административное управление для них.

Статья 12 Указа предусматривала образовать 4 округа на казенных землях, на которых поселились "задунайские переселенцы". А в "Ведомости", приложенной к Указу, даны названия этих округов (Прутский, Кагульский, Измаильский, Буджакский) и указаны селения, входившие в каждый из них. Статья 14 ставила "задунайских переселенцев" в подчинение Бессарабской конторе иностранных поселенцев, образованной в 1816 г. в составе Попечительского комитета об иностранных поселенцах южного края России. В следующей, 15-й статье, предусматривалось иметь в Бессарабской конторе одного "чиновника в звании товарища старшего члена, обязанность коего состоять будет: под руководством конторы иметь ближайший над поселенцами надзор и должное о них попечение".Как видим, в Указе ничего не сказано о Попечителе, вероятно, его функции должны были перейти к товарищу старшего члена Бессарабской конторы. Однако фактически должность Попечителя сохранялась еще некоторое время.

 В этом, на наш взгляд, немалая заслуга Председателя Попечительного Комитета об иностранных поселенцах южного края России И.Н. Инзова. 1820 г. Председатель Попечительного комитета И.Н. Инзов составил "Инструкцию об обязанностях сельских приказов с пояснением порядка, как должны управляться и, наблюдая за поселянами своей деревни, чего от них требовать; с ним вместе изложены для жителей правила, как вести себя и чего придерживаться для достижения благоустройства и покойной жизни"57.В "Инструкции..." И.Н. Инзова предусматривалось избрание сельских выборных или старшин, определялся штат сельского приказа"60, его права и обязанности. Так, сельскому приказу предоставлялось право рассматривать жалобы переселенцев, выдавать им временные билеты (паспорта) при их отъезде из колоний, арестовывать провинившихся колонистов и использовать их на общественных работах "без всякого вознаграждения", следить, чтобы в колониях не проживали лица "без письменных видов", а также "толкователи в противную сторону постановлений, правил, узаконений, а равно и подговорщики к учинению каких-либо беззаконных поступков или вредных предприятий", чтобы колонисты не отлучались от своих поселений без разрешения. Сельский приказ должен давать сведения в окружной приказ о наемных работниках в колониях, их поведении и отношении к работе. Его руководители обязаны "иметь надсмотр за поведением молодых людей, дабы они не устраивали буйственных и других порочных поступков". Если же узнают "о зловредных замыслах кого-либо, то должны за таковыми бдительно и тайным образом надсматривать ...доносить о них начальству как о людях вредных в обществе честных поселян"61. Из сказанного видно, что сельский приказ наделялся большими правами административного, полицейского и даже судебного характера.Итак, наряду с процессом заселения пустующих земель Буджака "задунайскими переселенцами" происходило и формирование органов управления ими.

 Все три составляющие этого управления (сельский приказ, окружной приказ, институт попечительства и взамен его – Управление задунайскими переселенцами) составляли замкнутую административную систему, подчиненную не органам управления Новороссийского края и Бессарабской области, а специально созданному в 1818 г. в рамках Министерства внутренних дел, а с конца 30-х гг. ХIХ в. – Министерства государственных имуществ Попечительному комитету об иностранных поселенцах южного края России. Это свидетельствует о своеобразии административно-территориального устройства этого населения Буджака, обладавшего определенными автономными функциями самоуправляемой территории. Такое особое устройство было обусловлено политикой России в Бессарабской области, сориентированной также на расширение ее влияния на Балканский регион и в частности на болгарские земли, откуда пришло большинство "задунайских переселенцев". Законодательное закрепление эта политика получила в Указе Правительствующего сената от 29 декабря 1819 г. и "Уставе о колониях иностранцев в Империи" 1832, 1842 и 1857 гг. издания.

В 30-40-е гг. XIX в. административный аппарат в органах управления "задунайскими переселенцами" состоял как из выходцев из переселенческой среды (на уровне сельских приказов и частично окружных приказов), так и на уровне других сословий Российской империи (военных, дворян, мещан). Из числа последних комплектовались кадры Управления задунайскими переселенцами и частично окружных приказов.

Иван Никитич Инзов 

В марте 1819 г. И.Н. Инзов представил Александру 1 «Рапорт его императорскому Величеству Главного Попечителя колонистов Южного края России  генерал-лейтенанта Инзова» этот обширный документ по сути решил переселенцев с Болгарии в Бессарабию – в России они обретали свою новою Родину. Посвятив значительную часть документа притязаниям помещиков на закабаление переселенцев пришедших сюда ещё во времена Османской империи, главный попечитель решительно их отметал.Инзов обращал внимание на свободолюбивый нрав переселенцев:«Свойственно ли народу сему покорить себя добровольно зависимости помещичьей власти , каковой они во владении самой Порты в сих же местах, где их и теперь в сих же местах, где и теперь жительствуют, над собой не видали». Затем следовало перечисление льгот и привилегий, которые, как считал генерал должны быть предоставлены задунайцам в Бессарабской области по подобию льгот, установленных ещё Екатериной 2 манифестом от 22 июня 1763 г. для иностранных колонистов.29 декабря 1819 г. царский указ и последовавший за ним акт министерства внутренних дел Кочубея даровали права и преимущества задунайским переселенцам как иностранным колонистам, по желанию болгар главное их селение Табак переименовалось в Болград. Новоприбывшие колонисты освобождались от уплаты налогов в течение семи лет, а те кто прибыл раньше на три года, на каждого человека выделялось по 60 десятин земли бесплатно.

Обещалась беспошлинная продажа вина, табака, освобождение от военной службы, свобода вероисповедания.Таким образом переселенцы с Болгарии в Бессарабию наконец-то после долгих страданий получили возможность свободно жить и развиваться. Благодаря указу 1819года, после удачной для России Русско-турецкой войны 1828-1829г.г. в Бессарабию переехали 25 тыс. болгар и гагаузов.

Это переселение стало самым многочисленным во всей истории их заселения новых российских земель.Велика и неоценима заслуга в этом благородном деле главного попечителя иностранных колонистов Новороссийского края генерал –лейтенанта Ивана Никитовича Инзова.  Какова же биография этого великого сына России, который сыграл огромную роль и в становлении  болгарских а гагаузских поселений и жизни в них.Существует мнение, что Инзов был незаконным сыном тогдашнего наследника престола великого князя Павла Петровича, в будущем — императора Павла - 1(в таком случае Павел стал отцом в 14-летнем возрасте). К князю Ю. Н. Трубецкому, жившему в своём имении в Пензенской губернии, приехал старый его друг — граф Я. А. Брюс и привёз с собой маленького мальчика. Граф горячо и настойчиво просил князя оставить ребёнка у себя и дать ему самое лучшее образование и воспитание, не беспокоясь о затратах. Дальнейшая участь мальчика князя не должна волновать, так как она заранее обеспечена. Я. А. Брюс не рассказал, кто этот ребёнок, объяснив, что сможет раскрыть тайну только перед смертью. Граф вскоре скончался, князь Трубецкой так и не узнал ничего о происхождении ребёнка, которого, выполняя просьбу старого друга, он воспитывал вместе со своими детьми, не делая каких-либо различий.

Службу начал в 1785 г., кадетом в Сумском легкоконном полку; участвовал во второй турецкой войне в блокаде Измаила, в занятии Бендер и в Мачинской битве. Назначенный адъютантом к кн. H. B. Репнину, Инзов заслужил его расположение, был принят в его интимный круг и имел случай постоянно пользоваться беседою и самого кн. H. B. Репнина, и тех выдающихся людей, которые охотно собирались около этого замечательного государственного человека. В их кругу Инзов выработал в себе те прекрасные свойства характера, которые впоследствии привлекали к нему общие симпатии. В 1799 г. Инзов совершил Итальянский поход в качестве командира Апшеронского полка, шефом которого был генерал Милорадович; Инзов был правою рукою Милорадовича и участвовал во многих сражениях, в том числе в делах при Требии и при Нови. 18 ноября 1804 г. он был произведен в генерал-майоры и назначен шефом Киевского гренадерского полка. По желанию Кутузова был назначен дежурным генералом при нем, когда он командовал русскою армиею в 1805 г.; в 1806 г. участвовал в деле под Остроленкою и награжден за него орденом св. Георгия 4-й ст. В 1810 г. участвовал в покорении Силистрии, получил золотую шпагу с алмазами и надписью "за храбрость" и был сделан начальником 10-й дивизии. В 1812 г. он был назначен начальником штаба третьей, резервной армии генерала Тормасова и за Городечненское сражение получил орден св. Владимира 2-й степени. Когда армия Тормасова поступила под начальство адмирала Чичагова, Инзов получил команду над 10-й дивизией, участвовал в битве при Березине и затем во время заграничного похода русской армии в битвах при Бауцене, при Лейпциге и во многих других. Король Людовик ХVІІІ наградил Инзова орденом Почетного Легиона за то, что он очень человеколюбиво относился к французам, попадавшим в плен в его части.

 По возвращении в Россию он был начальником 18 дивизии; 10 января 1818 г. назначен главным попечителем и председателем комитета о колонистах южного края России. С этого времени окончилась собственно военная служба Инзова и он перешел к мирной деятельности, к которой даже больше и чувствовал склонности.С 15 июня 1820 г. по 28 июня 1823 г. Инзов, сохраняя свое прежнее место, временно исправлял еще должность Бессарабского наместника и жил в это время в Кишиневе, куда переехал из Екатеринослава; в 1823 г. он сдал наместничество гр. Воронцову, а сам переехал в Одессу, куда перенесено было управление колониями. 25 июня 1828 г. он был произведен в генералы от инфантерии, а 29 марта 1836 г. получил последнюю награду — бриллиантовые знаки ордена св. Александра Невского.

Как человек он отличался чрезвычайною простотою, скромностью, чисто-христианскою добротою; император Александр I всегда оказывал ему особенные знаки благоволения и внимания; желчный Вигель отзывается об Инзове с насмешкою; но люди более спокойные и ближе знавшие Инзова единогласно дают наилучшие отзывы о его характере и уме. А. С. Пушкин, во время ссылки своей на юг, несколько времени жил в Кишиневе в доме Инзова и сохранил благодарное воспоминание об этом благодушном старце, который умел прощать поэту его юношеские шалости и защищал его пред высшим начальством. 

21-летний Александр Пушкин оказался в Бессарабии в 1820 году за оду "Вольность". Поэту грозила ссылка в дальние края, но стараниями друзей он вместо севера попал на юг. Приехав в Кишинев, Пушкин первое время вел себя очень тихо. Наместник Инзов, выяснив, что поэт сидит без денег, принял его под свою крышу. Иван Никитич был необычным администратором и добрейшим человеком. Увлекался изучением природы. Кабинет исследователя украшали деревца разной величины и минералы. На птичьем дворе стояли вольеры и клетки с множеством певчих канареек и декоративных птиц. Пушкину отвели две комнаты. Голубые стены он испортил восковыми пулями: поэт упражнялся в стрельбе из пистолета. Соседнюю комнату занимал слуга Никита. В то время о Бессарабии ходили самые невероятные слухи. Будто здесь живут одни разбойники, места кишат змеями и скорпионами, народ косят чума и лихорадка.

Крепостной Сергея Львовича, отца поэта, сопровождал Александра во всех его путешествиях. Ссыльный под опекой Ивана Никитича ожил, сделался веселым, шутливым и смелым в обращении. Стал озорничать, как прежде. В один из знойных дней он получил приглашение на обед от губернатора. Когда гости собрались, явился Пушкин. Эксцентричный костюм озорника привел публику в замешательство. Не смущаясь, он продефилировал в прозрачных кисейных панталонах без нижнего белья. А то он любимого серого попугая Инзова выучил непристойным молдавским выражениям. Птица ими приветствовала архиерея Димитрия, пришедшего поздравить наместника со светлым праздником Пасхи. Расстроенный старик Инзов только и сказал безобразнику: "Какой ты шалун! Преосвященный догадался, что это твой урок!". На праздники Иван Никитич обязательно брал Александра с собой в митрополию. Становился возле клироса на колени и молился. Поэт тоже пристраивался рядом. Но пока генерал общался с Всевышним, Александр корчил гримасы знакомым дамам. Наблюдая за его шалостями, Инзов лишь вздыхал. В редких случаях Иван Никитич отнимал у поэта сапоги и не выпускал из комнаты несколько дней. Холостяк Инзов относился к озорству непоседливого Александра снисходительно. Прощал все выходки, догадываясь об истинной их причине. Поэт просил отца помочь ему деньгами, но тот отказывал ему.

Стесненность в материальных средствах, болезненное самолюбие - все это делало поэта чрезвычайно ранимым и резким. Вспышки гнева пиита доводили мирные беседы до ссоры, а то и до поединков. Дуэли - тоже входили в список развлечений Пушкина в Бессарабии. Не избегал он ни карт, ни кутежей, ни ухаживаний - прежних увлечений петербургской жизни. Друзья поэта утверждали, что большинство выходок любимцы - ни что иное, как поза, стремление выделиться из "толпы". Дескать, Александр преувеличивает свои недостатки, бросает вызов. Так, похоже, считал и Иван Никитич...

Спустя много лет Александр Сергеевич с "нежным участием" вспоминал добрейшего своего опекуна. В воображаемом разговоре Пушкина с императором Александром I поэт отзывался о наставнике с душевной теплотой. Мол, Инзов - добрый и почтенный старик, русский в душе. Не предпочтет английского шалопая своим соотечественникам. Доверяет благородству чувств, потому что сам имеет чувства благородные.  27 мая 1845 года, не стало Ивана Никитича Инзова, чье имя знакомо каждому школьнику. Этот генерал от инфантерии (пехоты), не написавший ни одного стиха, вошел в историю русской литературы, как ангел-хранитель поэта Александра Пушкина во время его трехлетней ссылки в Бессарабию. Впечатления тех лет вошли в поэзию и прозу Александра Сергеевича: "В степях зеленых Буджака", "Цыгане", "Кирджали". В Кишиневе Александр написал более ста стихотворений, закончил "Кавказского пленника", "Бахчисарайский фонтан", "Гаврилиаду", "Братьев- разбойников", приступил к роману "Евгений Онегин".  

Инзову

Инзов прост, хоть и загадка:

Иной зов -  откуда шёл?
Генерал – храбрец, как матка,

Что собрала вокруг пчёл.

Пчёлки те, переселенцы:

Гагаузы и болгары

Народ смелый и без ленцы,

Выдержал судьбы удары.

Жить в единстве помышляет,

Словно зёрна в кукурузе.

Буджака степь заселяют,

Часть болгар и гагаузы.

Гагаузов часть с болгарами,

Строят город Табак, сами,

Обрастая, как кораллами

Виноградником с садами.

Инзов росший сиротою,

Как отец переселенцам

И Мать – Родину с любовью,

Он находит им от сердца.

Только в жизни всё меняется:

Зной пройдёт, придут морозы.

Слёзы счастья появляются,

А за ними скорби слёзы.

Вот, как гром средь неба ясного,

Инзова постигла смерть,

Но нельзя и силой властною

В сердце дух любви стереть.

У любви нет кривотолков,

Коль во имя человечества,

Инзов жив в сердцах потомков,

В благодарность за Отечество.

 (Стихи автора)

 Вчитываясь, в разного рода воспоминания, о тех временах начинаешь вдруг понимать, что такое выражение, как например: - один в поле не воин, иногда не соответствует действительности. Для задунайских переселенцев, Иваном Никитичем Инзовым было сделано очень много хорошего. Да и задунайцы отвечали ему, чиновнику, принявшему сердечное участие в их судьбе, любовью и признательностью.После смерти Инзова они добились от Николая первого разрешение прах попечителя перезахоронить в Болграде, бывшем селище Табак. Говорят, что даже название городу Болград было предложено Инзовым.Двести вёрст, сменяя друг друга, благодарные  переселенцы несли гроб  с его останками из Одессы  в Болград, а от ворот кладбищенской ограды до склепа в церкви Святого Митрофания юноши «…на коленях понесли его, сменяя друг друга, до места, где должен был навсегда отдохнуть их найвернейший защитник, и найщедрейший добродетель на этой новой, теперь уже родной для большинства земле…».  

Самое красноречивое свидетельство отношения задунайских переселенцев к И.Н. Инзову – надгробная надпись на мраморной доске его склепа.«Здесь покоится прах раба Божия Иоанна Никитича Инзова, генерала от Инфатерии. Главного попечителя и Председателя Комитета об иностранных поселенцах  Южного края России. Родился 23 декабря 1777г., скончался в г. Одессе 24 мая 1845 г.»

Хочу обратить ваше внимание на то, что Иван Никитич Инзов родился 23 декабря, эта же дата через 217 лет, становится датой рождения признанной всем миром Гагаузской автономии в составе Молдовы. 23 декабря 1994 года принят Закон « Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери).

Совпадение?

Или Инзов продолжает незримо присутствовать, над этим краем и помогает ему, как попечитель?

Что означает его фамилия Инзов –«Иной зов», «Иначе  зовут»? - одни загадки. Кто он был по национальности, кем были его родители?

 В этих вопросах, ответов пока, что нет,  но одно ясно, Инзов сыграл огромнейшую роль в том, что задунайские переселенцы приобрели своё Отечество. 

Информация для статьи собрана,  из Интернет – ресурсов:

Большая биографическая Энциклопедия.//Иван Никитич Инзов//

Екатерина Байбакова. г. Тула //Место отдохновения и благополучия//

Гагаузский историк: Степан Булгар,// АВТОНОМНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ НА ЮГЕ БЕССАРАБИИ В XIX ВЕКЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ//    

Hits: 8302
Комментарии (3)Add Comment
...
Автор: tudora arnaut , February 09, 2010
saygili Kirioglunun bu yazisini okarkana taa bir kerem isterim demee ani istoriya durer faktlarin ustunde. Acan bisey yazaceniz ani baali faktlarnan yalvarerim filosofiya dusunmeklerinizi birak bir tarafa da gosterin yazili kaynaklari ani kaavilestirer laflarinizi.(herbir lafinizin altinda . diil bitkide, nasin bu yazida gostermissiniz. Baari kaynaklardaki sayfalarin nomerlerini gosterin, inandirici olsun.) Bu turlu yazilariniz var nasin buuk zarar versin evlatboylarimiza.
Siirlerinizde `Но гагаузский род не от ?уды,
За деньги свою совесть не продаст.
Покоя ради, он ислам не примет,
? с ?еи крестика с распятием не снимет.` siraciklarinizda annasiler ani siz ne islami isle bilersiniz ne da istiriyayi derinden arastirdiniz. ben yazilarinizi hep bu gazetada okuyerim, isle bir gazetacisiniz,gerci kimi sira bir tarafli bakersiniz, yada kiminsa isine gelen da o turlu yazersiniz. Afedin ama bu turlu istoriyaya doorulu yazilariniz yazarkana bir bilgic insana gosremeniz laazim sanerim.Dost aci soyler ama dosdooru soyler.
report abuse
vote down
vote up
Votes: +0
Реплика.
Автор: Валерий , February 10, 2010
Уважаемая РўРѕРґРѕСЂРєР°. РќРµ вижу логики, между тем, что СЏ знаю ислам или РЅРµ знаю. Р’Рѕ - первых, СЏ изучал Р?слам Рё РІ международном институте Христианского служения Рё РІ университете, РєРѕРіРґР° учился РЅР° журналиста: изучал историю мировых религий, РєСѓРґР° РІС…РѕРґРёР» Рё Р?слам.
Р’Рѕ -вторых, СЏ РЅРµ затрагиваю Р?слам, СЏ затрагиваю верность гагаузского анрода Христианству.
Р’-третьих,СЏ написал последние источники, РІ конце статьи, РґР° будет Вам известно, что РІ ненаучной работе, Р° это работа РЅРµ научная, РїРёС?СѓС‚ последние источники, которые СЏ Рё назвал, Р° Р’С‹ можете обращаться Рє последним источникам, РІ которых есть указания.
Так, что РЅРµ стоит искать тёмную РєРѕС?РєСѓ РІ тёмной комнате, надо помнить Библейское изречение: РќРµ думайте более Рѕ себе, чем Р’С‹ есть.
report abuse
vote down
vote up
Votes: +0
Siirlar i?in
Автор: Сергей , February 12, 2010
Sayg?l? Tudorka!

?sterim bir-iki s?z araya koyim. Bana kimarkera geler ki siz ?ok uzak filologiya taraf?ndan buluners?n?z makar ki bilim insan? kendinizi sayers?n?z. Laaz?m iyi bilmaa kim Gagauziyada Sayin Valeriy Kirioglu. Laazim taa bir is bilmaa ki sizin yok okadar dooruulunuz bu insanin siirlarina analiz yapmaa. Zerem sizin laflar?n?zdan belli ki onnari annamers?n?z dooru. Onnar? annamaa dooru laazim Komratl? olmaa.S?layiniz saa ol Gagauziya ki verdi siza gagauzlar?n adinnan kendiniza ekmek razanas?n?z. ?ok zeyda s?lameycam. Ama a?an k?tu vakitlar Avtonomiya geldi siz burada yoktunuz. Onun i?in pek yavas bu soruslara yaklas?n?z. Buunku guna ?ok insan Gagauziyanin s?rt?nnan kendina kazaneer bir da fayda ona getirmedan. Hi? bir zaman saymayin ki sizdan taa iyi gagauz-filologu yok, bu yannisl?k.


Saal?caklan,
Odessa Gagauz dernek bas?

Sergey Kristioglu
report abuse
vote down
vote up
Votes: +0

Написать комментарий
quote
bold
italicize
underline
strike
url
image
quote
quote
smile
wink
laugh
grin
angry
sad
shocked
cool
tongue
kiss
cry
smaller | bigger

security code
Напишите отображаемые буквы


busy
 
« Пред.   След. »