ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ PDF  | Печать |
Рейтинг: / 3
ХудшаяЛучшая 
12.04.2011 г.

  

 

 

В век глобализации проблема сохранения и развития уникального духовного наследия, включающего не только памятники истории, но и слово, язык, народные художественные промыслы и ремесла, современное профессиональное искусство, традиции быта и досуга, – приобрела особую актуальность, поскольку именно в нём отражается стремление сохранить то истинное, вечное, что принято называть культурой и откуда берет начало история народа. Нам есть что беречь: фольклорное песенное и танцевальное мастерство, народные промыслы, национальные обряды и кухня, самобытное домашнее творчество, включая ковроткачество, резьбу по дереву, лозоплетение, гончарное искусство - все это веками передавалось потомкам и сегодня развивается мастерами нашего края.

 

 

БУДУЩИЕ поколения смогут узнать о молдавских фольклорных традициях и насладиться ими благодаря проекту, в рамках которого было зарегистрировано множество колоритных народных песен, стихотворений, колядок, а также задокументированы деревенские танцы. Ещё полтора года назад Национальный музей природы и этнографии в столице совместно с Этнологическим обществом Молдовы выпустили коллекцию CD- и DVD-дисков с документальными съемками фольклорных традиций нашей республики. Подготовка аудиовизуальных материалов стала первым шагом на пути реализации Конвенции ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия.

Подобная работа проводится и в Бельцах: в архиве муниципального отдела культуры примэрии бережно хранятся альбомы, брошюры, диски с записями народных танцев, песен, обрядов. Несколько лет назад примэрия выделила 75 тысяч леев на издание книги о творчестве ансамбля «Вынтулец». В ней содержится описание танцев, сделанное специалистами на профессиональном языке, а также тексты песен, ноты. «Эта инициатива будет продолжена, - говорит руководитель отдела культуры Вера Караулан. – Народный танец – самый древний вид творчества, демонстрирующий национальный характер. Движение, пластика, ритмика отражают образность художественного мышления, которую так любит наш народ. Лучшие произведения входят в золотой фонд народной хореографии».

 

 

 

В числе тех, чье творчество неразрывно связано с продвижением народных ценностей, В. Караулан назвала образцовые ансамбли народного танца «Вынтулец», оркестр народной музыки с тем же названием и отметивший недавно свое сорокалетие оркестр «Барбу Лэутару», а также коллективы «Флорь де тей», «Миорица», «Дойница», «Бусуйок»,  «Тинереця», тараф «Династия Гамуряк»,  театр «Баштина» и другие. «В городе проводится немало мероприятий, пропагандирующих национальную культуру:  Мэрцишор, фестиваль зимних традиций и обычаев «Колинда», фестиваль народного танца «Чине жоакэ хореле» в память о хореографах И. Негарэ и И. Унгуряну, осенний этнофестиваль. Прославленные и менее известные коллективы участвуют в международных и республиканских конкурсах. В скором времени нас ждут фестивали «Лэутары Молдовы», «Ла поале де Кодру», «Хора де ла Прут», «В-ам ура, в-ам тот ура», «Нуфэрул алб» и другие. Четырежды в год мы организуем большие выставки-ярмарки народных умельцев».

ПЯТНАДЦАТЬ лет в Бельцах действует клуб «Мештерул популар», созданный местными мастерами для того, чтобы бесплатно обучать детей резьбе по дереву и объединять вокруг себя народных умельцев. Сегодня их в клубе 41 человек, 26 из них являются членами Союза мастеров Молдовы. Многие хорошо известны за пределами республики. Это братья Дмитрий и Виталий Мурузук, Василий Балан, Валерий Савин и Дмитрий Кошулян, Евгения Молдовану, Мария Чобану. Умельцы участвуют в выставках и радуют горожан своим творчеством, а также обучают молодую смену резьбе по дереву, керамике, традиционной молдавской вышивке и плетению из природных материалов. Дважды в год клуб организует ярмарку резчиков по дереву и ярмарку национального костюма, регулярно проводит конкурсы для одаренных ребят.

Возглавляет «Мештерул популар» творческая личность – народный мастер Аделаида Цыбулак. На недавней персональной выставке, приуроченной к юбилею художницы, она предложила посетителям свои картины, скульптуры, оформленные в разное время книги, сувенирные изделия из природного материала. Все её работы – отражение культуры, а точнее, духа молдавского народа.

 

 

 

НЕ СОВСЕМ обычное мероприятие прошло недавно в Бельцах в картинной галерее имени Антиоха Кантемира. Своим видением народного костюма поделились с бельчанами молодые дизайнеры из Дрокии. Директор дрокиевской школы изобразительного искусства Виктор Тетко назвал народный костюм частью общей культуры, живым документом: «Прошедшая в своём развитии долгий путь, национальная одежда тесно связана с историей и эстетическими взглядами её создателей».

Авторы работ показали неординарность мышления, привнеся в традиционный молдавский костюм современные элементы. Представленная в северной столице коллекция была отмечена специальной наградой на выставке «Молдэкспо» в Кишинёве. Состоявшееся дефиле со всей очевидностью продемонстрировало, что на сцену смело выходит новое поколение творческой интеллигенции – со свежим взглядом на хорошо известные вещи, которые преображаются благодаря новым художественным метафорам и оригинальным приёмам. И оттого эти вещи становятся нам ближе.

 

 

 

В БЕЛЬЦКОМ музее истории и этнографии привлекает внимание экспозиция под названием «Аспекты сельской жизни», где представлены орудия труда и разнообразные предметы сельского быта. Один из экспонатов – ткацкий станок, сохранившийся, несмотря на свой почтенный 150-летний возраст, в рабочем состоянии. К Международному дню музеев в рамках предстоящей акции «Подари, смонтируй и войди в историю» каждый желающий сможет пополнить выставку своим экспонатом.

В прошлом году музей отметил 60-летие. Все эти годы коллектив учреждения, возглавляемого Людмилой Доброжану, стремился к воссозданию достоверной картины жизни региона разных эпох, и сегодня здесь хранится свыше тридцати тысяч экспонатов – ценных свидетельств исторического прошлого молдавского народа.

ОБЩЕСТВЕННАЯ организация «Моштениторий» («Наследники»), созданная для детей и молодежи Бельц педагогом Николаем Москалу, вот уже шестнадцатый год осуществляет новаторские проекты, которые служат развитию творческого потенциала подростков и изучению культурно-исторического наследия Молдовы. В партнерстве с Национальным советом молодежи республики организация включилась в реализацию программы под названием «Межкультурный диалог», в которой задействованы учебные заведения пяти городов страны. Группы учащихся встречаются со своими зарубежными ровесниками, в процессе общения и совместных мероприятий обе стороны познают культуру, учатся толерантности – так на практике и реализуются принципы межкультурного диалога. К 2012 году на базе данного проекта будет создан учебный курс для внедрения в лицеях республики.

У учащихся средних классов, которые регулярно приходят в «Моштениторий»,  пользуется популярностью кружок «Народные умельцы», где их учат своими руками творить интересные поделки, в том числе и с элементами фольклора. Совместно с Альянсом телецентров Молдовы организация провела зимой конкурс цифровой фотографии «Как прекрасен этот мир», организованный с целью укрепления взаимопонимания между жителями двух берегов Днестра, культурного обмена и популяризации красот родного края. Вызывает у молодёжи интерес и созданный собственными силами музей старинного быта, который знакомит с укладом жизни молдавского села.

* * *

КУЛЬТУРНОЕ наследие бережно хранят и сами сельские жители. Например, в средней школе села Грамацкое Дубоссарского района создан музей, в котором хранятся редкие исторические находки. По словам учителя истории Валентины Рогут, например, уникальный портрет праведного Иоанна Кронштадтского ученики нашли на мусорной свалке. «Мальчишки бросали камни в портрет, и следы от ударов до сих пор видны на картине. Я принесла ценную находку домой, привела в порядок и передала в школьный музей. Через три месяца нам в дар преподнесли еще один точно такой же портрет», - рассказала она.

При этом педагог уточнила, что до сих пор не установлена дата, когда были написаны произведения: «Мы узнали от наших старожилов, что один из портретов находился в местной церкви, а другой в школе. Еще в старом разрушенном доме мои ученики нашли молдавскую икону. Специалисты из Москвы сказали, что она очень древняя. В нашем музее также есть и уникальные лапти, которые носили в послевоенные годы местные жители, домашняя утварь разных лет, фотографии и многое другое. Сбор артефактов – очень кропотливый труд».

Пока музей истории селян располагается  в школьном коридоре. В следующем году планируется перевести его в отдельное помещение, которое будет оформлено в стиле молдавской «Каса маре», и тогда можно будет выставить все экспонаты, которые смогли собрать В. Рогут и ее питомцы за полтора десятка лет.

В ЦЕЛЯХ сохранения национальных традиций чуть более года назад в Приднестровском госуниверситете имени Шевченко начал функционировать Центр молдавской культуры. Сегодняшние студенты –  будущая интеллигенция, люди, которым уже завтра предстоит развивать традиции и культуру молдавского народа в этом крае, так считают в учебном заведении. В вузе созданы 44 академические группы с полным курсом обучения на молдавском языке. Всего же в Приднестровье 33 молдавских и 15 русско-молдавских школ, в которых обучаются более 14 тысяч человек. В Центре проводится большая работа по сохранению национального наследия.

Кроме того, прошлой осенью в Тирасполе впервые прошел фольклорный фестиваль, участниками которого стали ученики молдавских, украинских и русских учебных заведений города. По словам организаторов, фестиваль призван пропагандировать среди подростков национальную культуру народов региона. Участники фестиваля пели фольклорные песни, рассказывали о народных обычаях, читали стихи на молдавском, русском и украинском языках, готовили национальные блюда. Все как один, они ответственно отнеслись к участию в нем и больше месяца готовили свои выступления, чтобы продемонстрировать зрителям: новому поколению очень дороги народные традиции. «Я рада прославлять родной молдавский язык, на котором говорили мои предки», – сказала уроженка села Гояны Дубоссарского района, учащаяся 11-го класса молдавского теоретического лицея им. Д. Кантемира Ольга Вуколова.

ОСОБЕННО колоритно представляют все аспекты культурного наследия самобытные старинные обычаи, связанные с проведением свадеб, с венчанием и крестинами. Нам повезло, мы попали на настоящую молдавскую свадьбу в селе Карагаш Слободзейского района. Когда вместе с другими приглашенными мы зашли во двор, нас приветствовали жених и невеста, а также свидетели со стороны жениха – ворничел и подружка невесты - дружка. Гостей встречали с подносом, на котором стоял графинчик с домашним вином и закуска. Убранство натянутой большой палатки напоминало традиционную «Каса маре».

Бесспорный хит подобных мероприятий – молдавский танец. Объявляя его, «главнокомандующий» праздника, громко продекламировал: «Кто целоваться не ленится, танцует танец – «Пеленица». Помахивая носовым платочком, тамада, на голове которого красовалась шапка «Гугуцэ», танцевал в середине образованного гостями круга. Выбрав понравившуюся девушку и постелив на пол платочек, он пригласил избранницу к поцелую. Затем тамада встал вместе со всеми в хоровод, и теперь уже девушка выбирала себе пару. Этот веселый танец сблизил гостей и повысил накал веселья.

Организаторы свадьбы не забыли про общепринятые молдавские обряды, в числе которых были кража невесты, а под утро – её раздевание. В этот трогательный момент по щекам новобрачной и ее мамы покатились слёзы. Жених передал одному из холостяков букетик цветов со своего костюма. Под щемящие звуки ная с невесты сняли фату, заменив её ярким платком, а потом надели новоиспеченной жене фартук. Таким образом, наша милая и очаровательная невеста стала молодой хозяйкой, которую законный муж тут же усадил к себе на колени.

Мы остались и на второй день свадьбы. После бессонной ночи все гости собрались только к обеду. На столах, кроме прочих яств, стояли ароматные мамалыга, плацынды и вертуты. Бабушка невесты – тетушка Анишоара, с удовольствием объясняла несведущим в молдавских кулинарных изысках гостям, что мамалыга приготавливается особым способом из воды, соли и кукурузной муки и заваривается в чугунке с помощью специальной палки-мешалки. Рецепт блюда она узнала от своей матери, а та в свою очередь от своей.

Кукурузная мука берётся только мелкого помола, предварительно просушенная и просеянная. Её всыпают в кипящую подсоленную воду в пропорции два стакана муки на шесть стаканов воды. Чтобы не образовались комки, в центр казанка водружают деревянную мешалку. Готовится мамалыга при медленном кипении в течение получаса, причем ее все время следует размешивать, прижимая мешалку к стенкам казанка. Затем огонь еще уменьшают и оставляют на 10-15 минут. Для определения готовности блюда в него опускают вертикально скалку и быстро вращают ее ладонями. Если мамалыга не пристает к скалке – она готова. Тогда её опрокидывают на разделочную доску или чистую скатерть, но не на блюдо, иначе мамалыга отпотеет и станет невкусной. Режут мамалыгу на куски суровой ниткой или деревянным ножом и подают с брынзой, молоком, яйцами, чесноком. Вот и готово традиционное национальное блюдо, которое с конца XVII века является символом молдавской кухни. Добавим, что всякий раз, когда гости поднимали свои бокалы, чтобы выпить за здоровье молодых, на празднике звучали традиционные тосты «Норок!» и «Ла мулць ань!».

* * *

В ШКОЛАХ ГАГАУЗСКОГО ЮГА Молдовы преподаватели считают познание народных традиций и устоев важной составляющей воспитания подрастающего поколения. Для них ключевыми являются слова гагаузского писателя Д. Танасоглу: «У народа, не знающего своего прошлого, нет будущего». Обращаясь к народной педагогике, учителя помогают детям  познавать и ценить свои древние корни, помнить собственных предков. Таким образом и закладывается крепкая жизненная основа, которая  станет залогом успешного вступления в мир взрослых.

Учитель начальных классов комратского лицея им. Гайдаржи Татьяна Сиркели рассказала, как в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной детям,  используя разнообразные средства, она вводит своих подопечных  в фольклорную среду. «Одним из средств передачи  традиции служат песни и народные колядки. Например, прежде у гагаузов  колядки звучали на староболгарском языке, потому и пели их с ошибками. Сейчас у нас есть интересные гагаузские колядки, которые дети исполняют с большим удовольствием».

Важное воспитательное начало заложено и в народных сказках. Целенаправленная деятельность Т. Сиркели доказала важность фольклора в воспитании малышей. Педагог убеждена, что знакомство со сказками должно обязательно входить в курс начального образования: «Сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Этот оптимизм особенно нравится детям и усиливает воспитательный эффект. А ещё герои произведений учат позитивным качествам: отваге, трудолюбию, остроумию. Кроме того сказки – хороший мостик к родному языку».

Учитывая, что обучение в школах Гагаузии ведется на русском, чрезвычайно важно приобщать детей к изучению гагаузского и молдавского языков. По мнению Татьяны Сиркели, ученики охотнее вовлекаются в процесс, когда он проходит в игровой форме –  в виде постановки спектаклей, небольших театрализованных сценок. Она вспомнила, с каким интересом они всем классом ходили колядовать: «Дети заучили колядки на молдавском и гагаузском языках, оделись в национальные костюмы, а к шапкам прикрепили букетики бумажных цветов, разноцветных шерстяных ниток. Это было целое событие, к нему готовились не меньше недели, подключились даже родители. В итоге все остались довольны, ребята потом долго обсуждали наиболее яркие моменты праздника, который запомнится им надолго.

Фольклор является уникальным средством передачи  народной  мудрости и  воспитания  младших школьников на начальном этапе их развития. Поэтому я и мои коллеги считаем принципиально важным приобщение  детей  к  национальной культуре, начиная с самого раннего детства, когда закладываются основные нравственные понятия и ориентиры».

 

…ХОРОШО, что национальные традиции, народные праздники не у всех ассоциируются с политикой. Для большинства из нас это символы нашей страны, хороший повод приобщиться к обычаям, посмотрев выступление народных ансамблей, сходив в ресторан молдавской кухни или хотя бы купив себе стилизованный колокольчик, кухонную досочку с деревенскими мотивами, а, может, куколку в молдавском костюме, вязаные салфетки ручной работы, скатерти с оригинальными узорами с севера Молдовы либо чудный домотканый коврик….

 

Ирина ЛАВРОВА, Дмитрий СПАСОВ, Нина ДИМОГЛО.

 

Материал опубликован в рамках проекта „Укрепление потенциала молдавских СМИ в освещении общественно значимых вопросов”, осуществляемого Центром независимой журналистики при финансовой поддержке представительства Евросоюза в Республике Молдова в рамках Европейского инструмента поддержки демократии и прав человека. Мнения, выраженные в статье, принадлежат авторам и не отражают взгляды доноров.

 

 

 

 

 

На снимках:

Картинная галерея в Бельцах: народные костюмы в интерпретации молодых дизайнеров из Дрокии.

Вера Караулан, начальник отдела культуры примэрии муниципия Бельцы.

Бельцкий музей истории и этнографии: экспозиция «Аспекты сельской жизни».


Музей старинного быта в бельцкой общественной организации «Наследники».

Директор клуба народных умельцев «Мештерул популар» Аделаида Цыбулак и ее работы.


Hits: 7415
Комментарии (1)Add Comment
Saniya Electrician
Автор: Saniya Electrician , March 30, 2018
Howdy, since the weather was really nasty when I got up so I thought it best to throw a sickie and explore the net instead, it was actually quite a fantastic experience for me when I called in at this internet site. I hope you don't mind if I congratulate you for the high quality of the work and to send you all the best with it as you advance as time goes on. It was nice to explore this website and I shall without doubt be calling back again soon to find out precisely how you are doing. Thanks a ton and I will absolutely see you here soon - Saniya Electrician
report abuse
vote down
vote up
Votes: +0

Написать комментарий
quote
bold
italicize
underline
strike
url
image
quote
quote
smile
wink
laugh
grin
angry
sad
shocked
cool
tongue
kiss
cry
smaller | bigger

security code
Напишите отображаемые буквы


busy
 
« Пред.   След. »